Проведение рекламных акций и лотерей с позиции юристов
Как можно сделать розыгрыш призов, подарков, промокодов или скидок , чтобы не попасть при этом на штрафы? Такой вопрос довольно часто задают клиенты нашего рекламного агентства. Мы публикуем настоящую статью, разъясняющую отличия между коммерческими и рекламными лотереями, а также требования российского закона для рекламы промоакции.
Лотерея
Лотерея – это игра, проводимая в соответствии с договором, где одна сторона (оператор) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а другая сторона (участник) имеет право на определенный выигрыш, если она признается выигравшей согласно с условиями проводимой лотереи. Федеральный закон «О лотереях» от 11 ноября 2003 г. № 138-ФЗ контролирует проведение лотерей.
По своей сути, это взаимодействие сторон. Где одна из них осуществляет розыгрыш (деньги или ценные предметы, которые разрешены в Российской Федерации), вторая – получает приз в случае выполнения требуемых условий розыгрыша. При этом в качестве приза указывается или часть общего фонда,или призовой фонд полностью. Самое основное отличие коммерческих лотерей от иных розыгрышей с раздачей ценных призов – выйгрыш формируется с помощью денег от билетов.
В рамках лотереи выдают «лотерейные билеты» – документ (купон, заявление и т.д.), дающий право на участие в розыгрыше. При этом, документ подтверждает согласие участников с четко обозначенными условиями. Все билеты подлежат обязательной регистрации.
Стать официальными организаторами на законном основании имеют право Министерство спорта и Минфин с разрешения Правительства России. Хозяева бизнеса не могут напечатать билеты для лотереи и организовать розыгрыш. Они могут стать «оператором» подобного розыгрыша, однако для этого понадобится пройти конкурс у организаторов. Незаконное проведение лотереи – правонарушение, при котором могут назначить штраф с конфискацией оборудования, терминалов. Размеры возможного взыскания следующие:
Промоакция с ценными подарками
Другое название — стимулирующее мероприятие. Под данным термином понимают игру, конкурс и т.д., когда участникам следует купить товар или услугу. К примеру, рекламная акция «Заправься на 600 руб. и участвуй в конкурсе» или «Купи гель для душа и найди свой подарок под наклейкой». Подобного рода акции относят к рекламным, поэтому они контролируются законом «О рекламе».
Стимулирующие мероприятия осуществляются по инициативе предпринимателей, они не нуждаются в обязательной регистрации. При этом необходимо сообщить публике:
Каким образом отличить промо-акцию от лотереи?
Порой определенные стимулирующие мероприятия называют «лотереями». И между ними действительно имеются общие свойства:
Критерий | Денежная лотерея | Рекламная лотерея |
За счет чего формируется призовой фонд? | За счет проданных билетов: продали билетов на сумму 500 тыс. – призовой фонд будет браться из этих 500 тыс. | За счет фирмы, устроившей промо-акцию. Предположим, магазин объявляет о розыгрыше призов среди покупателей питьевой воды. Не имеет значения на какую сумму продан товар, призы и подарки покупаются за деньги компании. |
Каким способом подтверждается право на участие? | Приобретенным лотерейным билетом. | Купоном/чеком (и так далее), который выдается совершенно бесплатно, после выполнения условий акции или покупки товара. |
Риск для принимающих участие? | Есть. Участники могут потерять свои деньги, ничего не получив взамен. | Отсутствует. Участники покупают товар, а получение приза – бонус. |
В результате, если вы организовываете акцию, по которой каждый человек, покупающий товар на сумму, допустим, свыше 700 руб., получает бесплатный код и участвует в розыгрыше приза – это является не лотерея, а стимулирующее мероприятие.
Какая может быть ответственность за нарушение проведения рекламной акции
Конкурсы в рамках стимулирующих мероприятий — разновидность рекламы. В результате проверку законности их организации выполняет ФАС. Если госорган выявит признаки нарушения, он выдает предписание об их устранении. Например, обяжет предпринимателя прописать необходимые сведения и т.д.
Также будет возбуждено административное дело. Предусмотрены штрафы:
Акции с раздачей одинаковых подарков всем участвующим.
Такие промо-акции — часть маркетинга розничной торговли. Суть акций — предложение покупателям выгодной сделки, которая позволила бы либо по одной цене получить больше товара, либо приобрести что-нибудь по более низкой стоимости.
В наше время имеются следующие востребованные варианты промо-акций:
Для бизнеса важно, что такие промо-акции не являются стимулирующими мероприятиями. На них не распространяется закон «О рекламе». В итоге, ФАС не имеет возможности предъявлять претензии, если магазин, к примеру, не указал срок акции «Два по цене одного».
Но как можно отличить обычную акцию от стимулирующего мероприятия:
Надеемся, эта статья смогла ответить на большинство вопросов, которые связаны с особенностями запуска рекламных розыгрышей. Остались вопросы? Напишите нашим специалистам Wise.Promo, и мы попытаемся ответить на них.