При добыче и транспортировке нефти периодически возникают аварийные ситуации. При их ликвидации применяются бон заградительный, позволяющий ограничить акваторию с нефтяным пятном либо направить его в определенную сторону, где производится сбор и утилизация нефти.
Они предназначены для выполнения следующих функций:
- Локализация нефтяного пятна. При помощи бона можно ограничить участок разлива и облегчить ее сбор.
- Изменить направление движения. Ограничив участок с 3 сторон можно направить пятно к берегу, где нефть проще собрать и утилизировать.
- Защита. С их помощью производится отвод нефти от важных участков.
Производители выпускают боновые заграждения, отличающиеся размерами, конструкцией. По функциональному назначению они делятся на аварийные, огнеупорные, универсальные. По конструкции их делят на занавесы и ограждения. Они должны быть одновременно гибкими и жесткими. Надо учесть, что они не подходят при быстром течении и буксировки с высокой скоростью.
При сильном ветре и плохой погоде их использование ограничено. Экипаж судна должен иметь соответствующий опыт, позволяющий им развертывать боны. Для достижения эффекта суда должны идти с рассчитанной скоростью, позволяющей поддерживать правильную конфигурацию бонов.
При защите гаваней и портов применяются пузырьковые боны. Их особенность в том, что они создают встречное течение, которое удерживает нефтяное пятно в ограниченной зоне.